Муниципальная методическая служба
Муниципальные методические формирования
Методический совет
Методический совет по общему образованию
Методический совет по дошкольному образованию
Экспертный совет
Единый методический день
ФГОС
Успешные практики
Психолого-медико-педагогическая комиссия
Психолого-медико-педагогическая комиссия
Специалисты ТПМПК. График работы.
Информация для прохождения ПМПК.
Консультации
В помощь инвалидам
ФГОС
Электронные ресурсы
Доступное образование-равные возможности
Все о Воспитании
Все о воспитании
Совет по воспитательной работе
Из опыта работы
Наращиваем социальный капитал
Сетевые предметные лаборатории
Эффективный педагогический опыт
Корпоративная культура
Методические рекомендации
Аттестация педагогических кадров
Конкурсы и гранты
«Конкурсы профессионального мастерства»
Конкурсы России
Августовский педагогический совет
Всероссийская предметная олимпиада школьников
Образовательная робототехника
Виртуальный университет педагогических знаний для родителей
Виртуальный университет педагогических знаний для родителей
Ответственное отцовство
Выпускникам и их родителям
Профориентационный навигатор
Мир профессий
Профессиональное обучение школьников
Атлас профессий
Наставничество
Молодые педагоги
Профсоюз
Об организации
Учредительные документы
Планы работы
Деятельность
"Давайте познакомимся - МОЛОДЫЕ ПЕДАГОГИ"
Профсоюзные новости
Публичный отчет
Бонусы по профсоюзной карте
Результаты работы. Отчеты о деятельности
Проект «Школа Минпросвещения России»
   

Образовательная робототехника

 Образовательная робототехника — цикл мероприятий в средней школе или образовательных учреждениях дополнительного образования, в котором программирование и конструирование объединяясь позволяют формировать навыки технического творчества, мотивируют школьников на изучение точных наук и обеспечивают их раннюю профессиональную ориентацию.В настоящее время образовательная робототехника все больше и больше набирает обороты в России — все больше учебных центров открывается не только в крупных городах центральных регионов, но и в небольших районных центрах. Но когда образовательный центр выбирает учебную программу, по которой ему предстоит двигаться в ходе работы со школьниками по данному предмету, перед ним встает вопрос — какое направление им выбрать.На текущий момент существует, как минимум, два подхода к обучению школьников робототехнике: робоспорт и STEM-робототехника. И отличаются они друг от друга примерно также, как различаются спорт высоких достижений (олимпиадное движение) и физкультура. У них разные цели и разные методики обучения.

РОБОСПОРТ

   Задача первого подхода — научить ребят решать олимпиадные задачи, подготавливать конкурсные проекты, выбрать из массы школьников наиболее талантливых, которые могли бы представлять школу, район, область или даже страну на всевозможных соревнованиях и выставках. А соревнований очень много.
  Методика обучения в таких случаях сводится к следующим шагам:
- познакомить с элементной базой и базовыми конструкциями;
- познакомить с основными конструкциями языка программирования;
- научить решать классические задачи: движение по линии, обнаружение препятствий и их объезд, выход из лабиринта (т.е. вводятся понятия регулирования и state-машин);
- взять регламенты очередных состязаний и итеративно решать задачу конструирования и программирования робота, для подготовки к данному состязанию.

   Довольно часто, это довольно эффективные выверенные методики подготовки, которые при правильном подходе преподавателя к обучению дают высокий результат. Школьник, решивший достаточно большой объем данных задач, может уметь комбинировать разные решения вместе, подготавливаясь к соревнованиям более сложного уровня. Даже подготовка творческих проектов к выставкам происходит по подобной схеме: знания по решению той или иной прикладной задачи уже приобретаются в ходе работы над самим проектом. Эти знания, по природе приобретения, не имеют четкой системы и, довольно часто, направлены на частное использование. У данного подхода есть, очевидно, и плюсы и минусы. Основным плюсом, является высокая мотивация школьников поскольку они видят результат, получаемый в сравнительно небольшие сроки — робот готовиться к состязаниям, робот побеждает. Также мотивирует и соревновательный эффект — хочется побороться за звание лучшего робототехника школы, области или даже мира. Также, выбирая соревновательную робототехнику, учебное заведение сможет уже в ближайшем будущем показывать какой-то публичный результат — обучающиеся будут участвовать в соревнованиях, директора и тренера будут получать благодарственные письма, методические отделы смогут отчитываться о достигнутых результатах, а значит и об эффективности затраченных средств. Именно благодаря этим плюсам, робототехника с 2002 года в России стала набирать свои обороты — сейчас в спортивном движении в нашей стране, по данным WorldRobotOlympiad, свыше 3 тысяч команд. Минусы «спортивной» робототехники вытекают из плюсов: быстрый результат не значит быстрое приобретение качественных знаний, высокая мотивация на победу приводит к тому, что школьники перегорают, если долгое время не занимают никаких призовых мест. Явная направленность на участие в как можно больших состязаниях приводит к тому, у педагога не бывает много времени, чтобы адекватно выстроить учебный процесс, поскольку после участия в одном состязании сразу начинается подготовка к другому. А это, в свою очередь, означает, что учащиеся, в большинстве своем, умеют решать только небольшой набор задач, знания их неглубокие и узко специализированные.

STEM- робототехника

    В противоположность предыдущему подходу в образовательной робототехнике, можно поставить подход STEM — ScienceTechnologyEngineeringMathematics (иногда еще называют STEAM, добавляя Art). Данная парадигма пришла к нам с Запада, где занятия по робототехнике давно уже обосновались в школах, курируемые крупными университетами. В ходе этих занятий ребята не только и не столько занимаются робототехникой, сколько используют ее, как некий интерактивный элемент, с помощью которого некие теоретические знания закрепляются на практике. Теоретические знания могут быть, как по точным наукам: математике и физике, так и по естественным: химии, астрономии, биологии, экологии. Одним из ярких и простых примеров закрепления знаний из школьного курса математики является расчет траектории движения робота. В зависимости от уровня знаний здесь могут использоваться как и обычный метод проб и ошибок, так и научный подход: здесь им могут понадобиться и свойства пропорции (6-7 класс), и знание формулы длины окружности (8-9ый) и даже тригонометрия (10-11 класс).Большое значение, в занятиях по STEM-робототехнике, уделяется также так называемым softskills — школьники объединяются в проектные команды, оттачивая свои навыки по совместной работе, коммуникации, презентации и умению давать обратную связь. Весь курс, в таком случае, разбит на серию модулей, в ходе каждого из них происходит создание полноценного проекта: с планированием времени и ведением инженерной тетради, с декомпозицией, с разделением членов команд на роли и даже со сдачей проекта заказчику-педагогу.

   Вообще, курс в таких случаях подчинен какой-то общей теме: космосу, сельскому хозяйству, экологии, спорту и т.п. Даже коммерческие компании, активно поддерживающие образовательную робототехнику, поняли необходимость подготовки обучающих материалов для таких программ, и, таким образом, появились образовательные наборы «GreenCity» и «SpaceChallange».

   Важной частью учебной программы является привязка к реальному миру, за счет чего учитель повышает уровень эрудированности учащихся, рассказывая о явлениях в жизни и исторических событиях, связанных с тем или иным модулем. Ребята рассматривают данные факты с точки зрения науки, с помощью педагога анализируют их, учатся делать выводы.

   Да, темп приобретения чисто робототехнических знаний в таких занятиях не очень высокий. Но на лицо, более системный подход и разнообразие форм получения и закрепления знаний. Примечательно, что даже в таком подходе, в конце даже самого базового курса, ребята также могут принять участие в состязаниях. Для программ STEM наиболее подходящими будут состязания FIRST LEGO League и FIRST TechnicalChallenge — здесь соревнуются не только роботы, но и сами команды: оценивается командный дух, инженерная проработка проекта, умение делать презентацию.

    Поскольку STEM-программы нацелены на приобретение и закрепление фундаментальных знаний, на развитие навыков необходимых современному ученому и инженеру, именно они подходят больше всего для интеграции в современную школу. С учетом роста спроса на IT-специалистов данный подход к образовательной робототехнике приобретает все большую популярность — его внедряют в школу не только высшие учебные заведения, но и простые учителя.( В статье использованы материалы сайта InnopolisUniversityроссийский ИТ-вуз)

К вопросу о робототехнике:

"Что такое робототехника?"

"Российская ассоциация образовательной робототехники"

"Образовательная робототехника, техническое творчество,ФГОС"

"Образовательная робототехника"

Предметная сетевая лаборатория "Робототехника" и "Робототехника LEGO" МАОУ"Средняя общеобразовательная школа №4" города Ялуторовска

   

Директор: 8(34535)3-60-10
ПМПК: 8(34535)3-60-08
Специалисты: 8(34535)3-60-11
Бухгалтерия: 8(34535)3-60-09
e-mail: muimc@mail.ru

 

   

Место рождения Тюменский край  

   
   

   

11

   
© Информационно-методический центр, г.Ялуторовск 2014 - 2023 гг.