Муниципальная методическая служба
Муниципальные методические формирования
Муниципальные тьюторы
Методический совет
Методический совет по общему образованию
Методический совет по дошкольному образованию
Методические рекомендации
Экспертный совет
Единый методический день
Наращиваем социальный капитал
Сетевые предметные лаборатории
Эффективный педагогический опыт
Корпоративная культура
Конкурсы и гранты
«Конкурсы профессионального мастерства»
Конкурсы России
Аттестация педагогических кадров
Молодые педагоги
Доступное образование-равные возможности
Образовательная робототехника
Психолого-медико-педагогическая комиссия
Информация для прохождения ПМПК
График работы ПМПК
Консультации
Учитель логопед (консультации)
Учитель-дефектолог (консультации)
Педагог-психолог (консультации)
ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ
В помощь инвалидам
Электронные ресурсы
Августовский педагогический совет
Виртуальный методический кабинет
Виртуальный университет педагогических знаний для родителей
Виртуальный университет педагогических знаний для родителей
Ответственное отцовство
Всероссийская предметная олимпиада школьников
Выпускникам и их родителям
Профориентационный навигатор
Атлас профессий
Мир профессий
Профессиональное обучение школьников
Все о Воспитании
Все о воспитании
Совет по воспитательной работе
Профсоюз
Профсоюз
"Давайте познакомимся - МОЛОДЫЕ ПЕДАГОГИ"
Результаты работы. Отчеты о деятельности
   

Образовательная робототехника

 Образовательная робототехника — цикл мероприятий в средней школе или образовательных учреждениях дополнительного образования, в котором программирование и конструирование объединяясь позволяют формировать навыки технического творчества, мотивируют школьников на изучение точных наук и обеспечивают их раннюю профессиональную ориентацию.В настоящее время образовательная робототехника все больше и больше набирает обороты в России — все больше учебных центров открывается не только в крупных городах центральных регионов, но и в небольших районных центрах. Но когда образовательный центр выбирает учебную программу, по которой ему предстоит двигаться в ходе работы со школьниками по данному предмету, перед ним встает вопрос — какое направление им выбрать.На текущий момент существует, как минимум, два подхода к обучению школьников робототехнике: робоспорт и STEM-робототехника. И отличаются они друг от друга примерно также, как различаются спорт высоких достижений (олимпиадное движение) и физкультура. У них разные цели и разные методики обучения.

РОБОСПОРТ

   Задача первого подхода — научить ребят решать олимпиадные задачи, подготавливать конкурсные проекты, выбрать из массы школьников наиболее талантливых, которые могли бы представлять школу, район, область или даже страну на всевозможных соревнованиях и выставках. А соревнований очень много.
  Методика обучения в таких случаях сводится к следующим шагам:
- познакомить с элементной базой и базовыми конструкциями;
- познакомить с основными конструкциями языка программирования;
- научить решать классические задачи: движение по линии, обнаружение препятствий и их объезд, выход из лабиринта (т.е. вводятся понятия регулирования и state-машин);
- взять регламенты очередных состязаний и итеративно решать задачу конструирования и программирования робота, для подготовки к данному состязанию.

   Довольно часто, это довольно эффективные выверенные методики подготовки, которые при правильном подходе преподавателя к обучению дают высокий результат. Школьник, решивший достаточно большой объем данных задач, может уметь комбинировать разные решения вместе, подготавливаясь к соревнованиям более сложного уровня. Даже подготовка творческих проектов к выставкам происходит по подобной схеме: знания по решению той или иной прикладной задачи уже приобретаются в ходе работы над самим проектом. Эти знания, по природе приобретения, не имеют четкой системы и, довольно часто, направлены на частное использование. У данного подхода есть, очевидно, и плюсы и минусы. Основным плюсом, является высокая мотивация школьников поскольку они видят результат, получаемый в сравнительно небольшие сроки — робот готовиться к состязаниям, робот побеждает. Также мотивирует и соревновательный эффект — хочется побороться за звание лучшего робототехника школы, области или даже мира. Также, выбирая соревновательную робототехнику, учебное заведение сможет уже в ближайшем будущем показывать какой-то публичный результат — обучающиеся будут участвовать в соревнованиях, директора и тренера будут получать благодарственные письма, методические отделы смогут отчитываться о достигнутых результатах, а значит и об эффективности затраченных средств. Именно благодаря этим плюсам, робототехника с 2002 года в России стала набирать свои обороты — сейчас в спортивном движении в нашей стране, по данным WorldRobotOlympiad, свыше 3 тысяч команд. Минусы «спортивной» робототехники вытекают из плюсов: быстрый результат не значит быстрое приобретение качественных знаний, высокая мотивация на победу приводит к тому, что школьники перегорают, если долгое время не занимают никаких призовых мест. Явная направленность на участие в как можно больших состязаниях приводит к тому, у педагога не бывает много времени, чтобы адекватно выстроить учебный процесс, поскольку после участия в одном состязании сразу начинается подготовка к другому. А это, в свою очередь, означает, что учащиеся, в большинстве своем, умеют решать только небольшой набор задач, знания их неглубокие и узко специализированные.

STEM- робототехника

    В противоположность предыдущему подходу в образовательной робототехнике, можно поставить подход STEM — ScienceTechnologyEngineeringMathematics (иногда еще называют STEAM, добавляя Art). Данная парадигма пришла к нам с Запада, где занятия по робототехнике давно уже обосновались в школах, курируемые крупными университетами. В ходе этих занятий ребята не только и не столько занимаются робототехникой, сколько используют ее, как некий интерактивный элемент, с помощью которого некие теоретические знания закрепляются на практике. Теоретические знания могут быть, как по точным наукам: математике и физике, так и по естественным: химии, астрономии, биологии, экологии. Одним из ярких и простых примеров закрепления знаний из школьного курса математики является расчет траектории движения робота. В зависимости от уровня знаний здесь могут использоваться как и обычный метод проб и ошибок, так и научный подход: здесь им могут понадобиться и свойства пропорции (6-7 класс), и знание формулы длины окружности (8-9ый) и даже тригонометрия (10-11 класс).Большое значение, в занятиях по STEM-робототехнике, уделяется также так называемым softskills — школьники объединяются в проектные команды, оттачивая свои навыки по совместной работе, коммуникации, презентации и умению давать обратную связь. Весь курс, в таком случае, разбит на серию модулей, в ходе каждого из них происходит создание полноценного проекта: с планированием времени и ведением инженерной тетради, с декомпозицией, с разделением членов команд на роли и даже со сдачей проекта заказчику-педагогу.

   Вообще, курс в таких случаях подчинен какой-то общей теме: космосу, сельскому хозяйству, экологии, спорту и т.п. Даже коммерческие компании, активно поддерживающие образовательную робототехнику, поняли необходимость подготовки обучающих материалов для таких программ, и, таким образом, появились образовательные наборы «GreenCity» и «SpaceChallange».

   Важной частью учебной программы является привязка к реальному миру, за счет чего учитель повышает уровень эрудированности учащихся, рассказывая о явлениях в жизни и исторических событиях, связанных с тем или иным модулем. Ребята рассматривают данные факты с точки зрения науки, с помощью педагога анализируют их, учатся делать выводы.

   Да, темп приобретения чисто робототехнических знаний в таких занятиях не очень высокий. Но на лицо, более системный подход и разнообразие форм получения и закрепления знаний. Примечательно, что даже в таком подходе, в конце даже самого базового курса, ребята также могут принять участие в состязаниях. Для программ STEM наиболее подходящими будут состязания FIRST LEGO League и FIRST TechnicalChallenge — здесь соревнуются не только роботы, но и сами команды: оценивается командный дух, инженерная проработка проекта, умение делать презентацию.

    Поскольку STEM-программы нацелены на приобретение и закрепление фундаментальных знаний, на развитие навыков необходимых современному ученому и инженеру, именно они подходят больше всего для интеграции в современную школу. С учетом роста спроса на IT-специалистов данный подход к образовательной робототехнике приобретает все большую популярность — его внедряют в школу не только высшие учебные заведения, но и простые учителя.( В статье использованы материалы сайта InnopolisUniversityроссийский ИТ-вуз)

К вопросу о робототехнике:

"Что такое робототехника?"

"Российская ассоциация образовательной робототехники"

"Образовательная робототехника, техническое творчество,ФГОС"

"Образовательная робототехника"

Предметная сетевая лаборатория "Робототехника" и "Робототехника LEGO" МАОУ"Средняя общеобразовательная школа №4" города Ялуторовска

   

Директор: 8(34535)3-18-92
ПМПК: 8(34535)3-93-81
Специалисты: 8(34535)3-31-61
Бухгалтерия: 8(34535)3-22-14
e-mail: muimc@mail.ru

 

   
   

   
© Информационно-методический центр, г.Ялуторовск 2014 - 2018 гг.